Н.Османов. Руми (Предисловие к сборнику стихов, 1957г.)



Суфизм зародился в ремесленных городских кругах, недовольных богатством и роскошью феодаль- ной знати. Суфии порицали земные богатства, осуж- дали показное благочестие официального исламского духовенства, учили, что любовь к людям и добрые дела значат неизмеримо больше, нежели отправление внешних религиозных обрядов. Вместе "с тем они проповедовали, что личность может совершенство- ваться лишь путем отречения от земного, сосредото- ченностью в себе.
Первые суфии были аскетами, но в дальнейшем в суфийские ордена вступили и богатые феодалы и придворная знать, лишь на словах признававшие су- фийские положения о любви к людям.
Суфизм как философское течение не был про- грессивным явлением, поскольку он парализован активность человеческой личности. Вместе с тем вначале он не был и реакционным, так как в первые века своего существования еще не стал на защиту феодальных устоев, выступал против несправедли- вости.
Творчество таких больших поэтов-суфиев, как Санаи, Аттар, Руми, их историко-литературное значе- ние не следует ограничивать рамками суфизма. Они в своей поэзии страстно бичевали жестокость и тиранию правителей, осуждали алчность и корыстолюбие бога- гых, лицемерие и ханжество духовенства, призывали к дружбе и братству между людьми.
Основным мотивом суфийской поэзии была любовь к божеству, выступавшему под именем "истины", "возлюбленной", "друга". Была разработана мистиче- ская терминология, которая со временем утратила свое значение, и в иных стихотворениях даже трудно опре- делить, о мистических категориях идет речь или о зем- ных. Так обстоит дело и со многими газелями Руми
Сборник газелей Руми "Дивани Шамси Табри- зи" - зов сердца, голос души. Об источниках своего вдохновения он пишет:

Я милостыни у людей не брал,
То, что велело сердце, я сказал.

(Перев. В. Державина)


Н.Османов. Руми (Предисловие к сборнику стихов, 1957г.)